Рус Каз

Положение о службе паддержки пациентов

Содержание:

1.       Общие положения

 

2.     Цель, задачи

 

3.     Нормативные ссылки

 

4.     Термины, определения,   сокращения

 

5.     Функции СПП

 

6.     Права СПП

 

7.     Структура и штатная численность

 

8.     Руководство

 

9.     Взаимодействие

 

10.           Ответственность

 

1.     ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Служба поддержки пациента (далее Служба) и внутреннего контроля (аудита) -структурное подразделение организации здравоохранения, осуществляющее деятельность по управлению качеством медицинской помощи и наделенная соответствующими полномочиями.

Управление качеством медицинской помощи- систематический независимый и документированный процесс непрерывных взаимосвязанных действий, включающих планирование, организацию,  мотивацию, внутренний аудит деятельности медицинской организации, а также другие мероприятия, обеспечивающие улучшение качества медицинской помощи и безопасность для пациентов  и направленные на предупреждение и устранение недостатков деятельности.  

2.                ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ  СЛУЖБЫ ПОДДЕРЖКИ ПАЦИЕНТА

Цель - обеспечение прав пациентов на получение своевременной, качественной и безопасной медицинской помощи в необходимом объеме.

Задачи:

3.        НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

 

 

 

4.     ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ, СОКРАЩЕНИЯ

 

Положение - нормативный документ, определяющий статус и полномочия  какого-либо структурного подразделения организации, комиссии или рабочей группы;

 

 Служба поддержки пациента - служба, из числа сотрудников, осуществляющие деятельность по управлению качеством медицинской помощи на уровне организации здравоохранения и наделенные соответствующими полномочиями;

  Внутриполиклинические  комиссии - комиссии, создаваемые в пределах медицинской организации по различным направлениям медицинской деятельности;

Качество медицинской помощи- уровень соответствия оказываемой медицинской помощи стандартам, утвержденным уполномоченным органом и установленным на основе современного уровня развития медицинской науки и технологии; 

Индикаторы оценки качества медицинских услуг- показатели эффективности, полноты и соответствия медицинских услуг стандартам в области здравоохранения;

Внешние индикаторы- показатели, применяемые при внешней  экспертизе, которые характеризуют эффективность, полноту и соответствие медицинской деятельности субъекта здравоохранения  стандартам в области здравоохранения в целях проведения анализа и оценки качества медицинской деятельности;

Внутренние индикаторы- показатели, применяемые при внутренней   экспертизе, которые характеризуют эффективность, полноту и соответствие медицинской деятельности каждого структурного подразделения  субъекта здравоохранения  стандартам в области здравоохранения в целях проведения анализа и оценки качества медицинской деятельности;

Пороговое значение индикатора- значение, устанавливаемое как целевое для индикаторов характеризующих благоприятное  явление или допустимое для индикаторов характеризующих неблагоприятное явление;

Удовлетворенность пациента - один из важнейших компонентов качества медицинской помощи, отражающий соответствие ожиданий пациента действительности;

Стандарт в области здравоохранения- нормативный правовой акт, устанавливающий правила, общие принципы и характеристики в сфере медицинской, фармацевтической деятельности, медицинского и фармацевтического образования.

Клинический аудит- подробный ретроспективный и/или текущий анализ проведенных лечебно-диагностических мероприятий на предмет их соответствия стандартам в области здравоохранения.

Экспертиза качества медицинских  услуг - совокупность организационных, аналитических и практических мероприятий, осуществляемых для  вынесения заключения по уровню качества медицинских услуг, предоставляемых физическими и юридическими лицами, с использованием индикаторов оценки качества медицинских услуг, отражающих показатель эффективности, полноты и соответствия  медицинских услуг стандартам  в области здравоохранения.

Мониторинг- процесс систематического сбора информации  о деятельности структурных подразделений медицинской организации в ходе реализации  достижения результатов для оказания поддержки в управлении для непрерывного процесса принятия своевременных и адекватных решений.

5.     ФУНКЦИИ  СЛУЖБЫ

 

Основными функциями Службы  являются:

Служба координирует деятельность организации по управлению качеством медицинской помощи по следующим направлениям:

6.     ПРАВА СЛУЖБЫ

Все сотрудники, входящие в состав Службы  имеют право проводить аудит  амбулаторных и стационарных карт, карт пациентов дневного стационара, документации медицинских работников (журналы отпускаемых процедур, журналы обращений пациентов,  требования на получение медикаментов и т.д.) на предмет соответствия установленным стандартам. Помимо этого каждый эксперт может провести оценку соответствия выполняемых манипуляций, процедур  установленным стандартам методом наблюдения.

7. СТРУКТУРА И ШТАТНАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ

В соответствии с Типовыми штатами  и штатными нормативами  организаций здравоохранения, утвержденными приказом Министра здравоохранения  Республики Казахстан от 7 апреля 2010 года № 238, в медицинской организации предусмотрена должность заместителя главного врача по экспертизе, который возглавляет Службу и должности врачей- экспертов.

В составе Службы  созданы и работают следующие комиссии:

При  Службе создан Экспертный Совет, куда входят председатели всех перечисленных комиссий, а также эксперты из числа медицинских работников, прошедших обучение вопросам экспертизы качества медицинских услуг, пользующихся заслуженным авторитетом среди сотрудников медицинской организации, в силу своих высоких профессиональных качеств, большого опыта работы врачебной практики, обладающих лидерскими качествами и креативным мышлением.

Совет является основным органом, осуществляющим задачи по управлению и совершенствованию качества оказываемых медицинских услуг. Совет заседает с периодичностью 1 раз в месяц.

8.     РУКОВОДСТВО

Руководство Службой осуществляет  заместитель главного врача по лечебной работе, который является председателем Экспертного Совета.  Общее руководство осуществляет главный врач поликлиники. 

9.     ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Внутренний контроль носит многоуровневый характер. На каждом уровне обеспечивается контроль за качеством медицинских услуг:

 

1.                Самоконтроль- осуществляется врачом отделения и медицинской сестрой отделения. Самоконтроль выражается в четком знании и выполнении медицинскими  работниками своих функциональных  обязанностей, стандартов деятельности : протоколы диагностики и лечения, требования к стандартным процедурам, инструкции, правила и т.д.  Подпись врача и медицинской сестры в соответствующей медицинской документации является свидетельством того, что медицинский работник удостоверился в правильности выполненных мероприятий и что все  свои действия  им выполнены сознательно, т.е. он их проконтролировал.  Таким же образом, документально, подтверждается контроль на последующих уровнях.

2.                На уровне  структурного подразделения  организации здравоохранения внутренний контроль за работой врача осуществляется руководителем структурного подразделения, за работой среднего медицинского персонала - старшей медицинской  сестрой.

3.                Внутренний контроль за работой структурных подразделений по медицинской организаций на уровне врачебной деятельности осуществляется  заместителем  главного врача по лечебной работе, профильными заместителями и членами Экспертного Совета, внутрибольничными комиссиями. За работой среднего медицинского персонала  главной медицинской сестрой и Советом сестер. 

Все случаи оказания медицинской помощи имеют одинаковую возможность быть подвергнутыми внутренней экспертизе,  что обеспечивается статистическим методом случайной выборки. Ежемесячно проводится анализ 10 законченных случаев, а  также:

1. Анализ смертности на дому лиц трудоспособного возраста  от заболеваний;

2. Запущенных форм онкологических заболеваний и туберкулеза;

3.. Первичного  выхода на инвалидность лиц  трудоспособного возраста;

4.. Решение проблем (жалоб) пациентов на месте, с изучением степени удовлетворенности пациентов и качеством медицинских услуг путем анкетирования;

5. Наблюдение за гражданами после выписки из стационара- больными болезнями системы кровообращения (постинсультные, постинфарктные  больные);

6. Случаи смерти больных от заболеваний БСК;

7. Все случаи развития ОНМК и ОКС среди лиц из числа прикрепленного населения;

Для проведения экспертизы разработаны акты экспертиз. Уровень качества медицинских услуг проводится путем математического моделирования. Экспертиза работы средних медицинских работников проводится членами совета медицинских сестер ежемесячно по требованиям приказа № 1577. Результаты всех экспертиз выносятся и разбираются ежемесячно на заседаниях Экспертного Совета, где рассчитывается итоговый уровень качества лечения (УКЛ).   Результаты УКЛ используются при материальном стимулировании работников, финансировании подразделений.  С целью повышения уровня знаний медицинских работников, выработки оптимальных подходов к лечебно- диагностическому процессу  ежеквартально результаты внутренней экспертизы сопоставляются с результатами  внешней экспертизы с последующим принятием организационных  выводов, разработкой рекомендаций по устранению и предупреждению выявленных недостатков. Система оценки качества и эффективности  медицинской помощи функционирует непрерывно и обеспечивает оперативное   получение необходимой для управления информацией.

10. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Работники Службы несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Казахстан.